Отклик А.В.Косарева на лекцию В.В.Феллера «Новый/старый взгляд на Шестоднев»

Отклик Косарева А.В., к.х.н., доцента СГТУ (Саратов), на доклад (вводную лекцию) В.В.Феллера «Новый/старый взгляд на Шестоднев» и его книгу «Шестоднев внутри четвёртого дня»:

 

Реагируя на утверждение В.Феллера на стр. 36–37 его книги «Шестоднев внутри четвертого дня»: «Всеобщая история представляет собой самый настоящий фрактал, имеющий свою меру и свой алгоритм...», А.В.Косарев задаётся вопросом:

«И что же это за мера? У фрактала не может быть фиксированного масштаба (полугодия или года), в том-то и дело, что фрактал повторяет свою структуру, самоуподобляя более крупный фрагмент менее крупному при увеличении масштаба. Данное в ссылке 44 истолкование с фрактальных позиций слов преп. Иоанна Дамаскина о том, что есть частный конец отдельного человека и общий конец, как завершение человеческой истории я бы не назвал верным. Здесь нет повторяемости для n-го числа итераций, а есть соотнесение индивидуального и общего – двух пластов бытия. Это скорее можно уподобить закону соотношения онтогенеза и филогенеза: индивидуальный человек (микрокосм) проходит стадии развития макрокосма, и наоборот. Две отсылки общего и частного. А фрактальность повторяется в любом числе повторов и масштабирования. По двум итерациям, особенно первой и последней, фрактал задать нельзя».

Далее, читая дальше текст В.Феллера на стр. 38–40, А.Косарев признаёт:

«Вот здесь впервые дается более конкретная трактовка – модель цикличности развития исторического процесса. Но таких моделей много: здесь и немецкая классическая философия - Шеллинг-Фихте-Гегель, и вплоть до Льва Гумилева. Повторяемость и укрупнённость есть важное свойство фрактала. Но необходимо ещё показать повторение структуры на укрупнённом масштабе. Например, полную повторяемость исторической судьбы народа на интервалах: полугодие – и далее на периодах , умноженных на кратное число (учетверение, например, так как Вы указали)».

Помощь для Joomla.